1
Содержание
1.
1.1
ЦЕЛЕВОЙ ОТДЕЛ
Пояснительная записка
3
3
1.2
Цель и задачи Программы
4
1.3
Основные принципы работы по Программе
5
1.4
Возрастные характеристики
образования
1.5
2.
7
8
2.1
Планируемые результаты
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программы дополнительного образования
Формы образовательной деятельности
2.2
Направления дополнительного образования
9
2.3
2.4
Мониторинг развития способностей
Материально- техническое обеспечение
12
13
2.5
Взаимодействие с социальными партнерами
13
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
14
3.1.
Содержание образовательной деятельности по дополнительному образованию
14
3.2.
Образовательная деятельность по направлениям
14
3.3.
Список литературы
15
воспитанников
по
направлениям
дополнительного 5
9
2
1. ЦЕЛЕВОЙ ОТДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Полное наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №10 "Щелкунчик" МО г.Саяногорск
Адрес: республика Хакасия, г.Саяногорск , рп.Черемушки,д.31
Телефон: 8(39042)32531 E-mail: E-mail:Shelkunchik@r-19.ru
Руководитель: Вороткова Елена Анатольевна
Учредители образовательной организации:Администрация муниципального образования город
Саяногорск
Телефоны: 8(390- 42) 2-41-15 E-mail: sayanogorsk@r-19.ru
Городской
отдел
образования
г.Саяногорска
Телефоны:
тел/факс
8(390-42)2-41-15
E-mail: goroo_sayan@r-19.ru
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10
«Щелкунчик» (далее ДОУ) для детей дошкольного возраста осуществляет свою воспитательно образовательную деятельность в соответствии
с нормативно – правовыми документами:
федеральными и региональными законами, указами Президента РФ, нормативно – правовыми актами
РФ, РХ и муниципальными органами образования, Уставом учреждения, договором об образовании
заключаемым
между
родителями
(законными
представителями).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Щелкунчик»
(далее ДОУ) для детей дошкольного возраста осуществляет свою воспитательно - образовательную
деятельность в соответствии с нормативно – правовыми документами: федеральными и региональными
законами, указами Президента РФ, нормативно – правовыми актами РФ, РХ и муниципальными органами
образования, Уставом учреждения, договором об образовании заключаемым между родителями (законными
представителями).
Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее –ДОП ДО) разработана в
соответствии
с
нормативно-правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. No 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой корона вирусной инфекции (CОVID-19)» (утверждены постановлением
Главного
санитарного
врача
РФ
от
30.06.2020
No16);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от
28.09.2020
No28);
- СапПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечениюбезопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания (утвержденыпостановлением Главного санитарного
врача РФ от 28.01.2021 No2)
Лицензия серия 19K02 № 0000155 регистрационный № 1961 от 26 января 2016г.
Устав МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» МО г.Саяногорска
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является
всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы
дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их
способностей.
3
Образовательная общеобразовательная программа (далее ДОП ДО) МБДОУ детского сада №10
«Щелкунчик», отражает специфику содержания дополнительного
образования и особенности его
организации. В программе отражено построение целостного педагогического процесса, направленного на
полноценное всестороннее развитие ребенка:
технической,
туристско – краеведческой,
социально – гуманитарной,
художественное;
физкультурно – спортивное;
естественно – научное направления;
Реализуется ДОП ДО в процессе кружковой работы. с учетом возрастных особенностей и
способностей воспитанников. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации
различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, познавательноисследовательской, изобразительной, музыкальной).
Все
дополнительные
образовательные
услуги
в
ДОУ
оказываются
бесплатно.
Руководителями
кружков
являются
педагоги
ДОУ(воспитатели,
специалисты).
Группы
детей для участия
в
кружковой
работе
формируются
педагогами в
начале
учебного года. Прием воспитанников на обучение осуществляется на основе свободного
выбора детьми, родителями (законными представителями) деятельности (кружка) из числа
предложенных педагогами для каждой конкретно возрастной группы.
Работа по дополнительной общеобразовательной программе проводится за рамками основной
образовательной программы в форме кружковой работы. Программа реализуется во взаимодействии с
социальными партнерами (дом культуры «Энергетик», детская библиотека, музыкальная школа, спортивный
оздоровительный комплекс). По
способу
организации
своего
содержания
дополнительная
общеобразовательная программа является модульной программой, составленной из самостоятельных,
устойчивых целостных блоков с художественно-эстетического, интеллектуального и физкультурного
направленностей, осуществляет воспитание и образование дошкольников в свободное время, более широко
приобщая дошкольников к искусству, музыке, культуре, развивая интеллектуальные способности и развивая
физические качества воспитанников.
1.2. Цель и задачи программы
Цель - обеспечение условий, способствующих разностороннему развитию дошкольников.
Задачи:
- Способствовать духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей.
- Формировать и развивать творческие способности воспитанников.
- Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном,
художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании.
- Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье, а также организовывать
свободное время воспитанников.
- Создать условия для адаптации воспитанников к жизни в обществе.
- Выявлять, развивать и поддерживать детей, проявляющих выдающиеся способности.
-Создать условия для личностного развития.
В соответствии СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19)» Программа
дополнительного образования реализуется в кружках по интересам, сформированных в объединения из числа
детей, посещающих одну группу (запрещено комплектование кружков из числа детей, посещающих разные
группы).
Кружки в ДОУ выполняют несколько функций:
- образовательную – воспитанники имеют возможность удовлетворить свои познавательные потребности,
получить дополнительное развитие умений и навыков в интересующих видах деятельности;
- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт
деятельности и взаимодействия, испытать«ситуацию успеха», самоутвердиться;
- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, организованный в рамках
дополнительного образования, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности
детей;
- воспитательную – содержание работы в кружках может оказывать значительное влияние на развитие
личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности,
4
коллективизма, патриотизма. Для успешной реализации Программы дополнительного образования
необходимо создание следующих условий:
- свободный выбор детьми деятельности;
- уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям;
- свобода выбора ребенком и родителем кружков по желанию из числа предложенных педагогами для каждой
конкретной группы;
- мониторинг индивидуального развития детей.
1.3 Основные принципы работы по Программе:
принцип развития. Основная задача – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное
развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка,
обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное
знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я
являюсь, и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой
детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения
доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и
открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе
учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
креативный принцип учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить
ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять
потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием
деятельностного подхода, адаптированного к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только
сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают
открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
1.4 Возрастные характеристики воспитанников по направлениям дополнительного образования
Старший дошкольный возраст (5—6 лет).
Социально-гуманитарное направление:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального, эмоционального интеллекта;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование основ нравственно-патриотических чувств;
- воспитание толерантности;
- коррекция нарушений речевого развития;
- использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
Естественно – научное направление
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые
получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого
возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать
два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Возрастает способность ребенка
ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым.
Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу. Внимание детей становится более
устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу,
которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом
для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства. В 5—6 лет ведущее значение
приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с
использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах
различных предметов и явлений.
Художественное направление
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным)
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и
предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок
четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения — создание и воплощение
замысла — начинают
5
складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет.
Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и
рисовании. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного
искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше
нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те
произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные
состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства
выразительностипродумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети
также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Физкультурно - спортивное направление
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование
двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях,
физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина,
появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить ибегать,
держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и
простейшие соревнования со сверстниками.
Туристско-краеведческое направление:
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве;
- формирование представлений о ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках
Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Социально-гуманитарное направление:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального, эмоционального интеллекта;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование основ нравственно-патриотических чувств;
- воспитание толерантности;
- коррекция нарушений речевого развития;
- использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
Художественное направление
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку
решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и
обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного
мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как
правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях
затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации иклассификации во многом связана с тем,
что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком
(вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к
появлению первых понятий.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах
искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений
музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла,
который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес.
Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по
схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного
материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в
разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей вданной образовательной
области является овладение композицией.
Физкультурно - спортивное направление
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование
двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях,
физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина,
6
появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать,
держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и
простейшие соревнования со сверстниками.
Естественно – научное направление
В дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает
характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших
дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Наряду с наглядно-образным
мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Совершенствуется восприятие цвета,
формы и величины, строения предметов. Воспринимают величину объектов, выстраивают в ряд – по
возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов. Развивается образное мышление.
Совершенствуется обобщение. Совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается
фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи.
Развивается связная речь, происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает
характер скоординированных предметных и речевых действий.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность
действий. Мышление наглядно-образное и появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают
формироваться общие категории мышления. Старшие дошкольники проявляют интерес к природе, к
печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием буквы, овладевают звуковым анализом
слова. Развивается образное мышление.
Туристско-краеведческое направление:
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве;
- формирование представлений о ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках
1.5. Планируемые результаты освоения детьми Программы
Социально-гуманитарное направление:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
- развитие социального, эмоционального интеллекта;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование основ нравственно-патриотических чувств;
- воспитание толерантности;
- коррекция нарушений речевого развития;
- использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
Естественнонаучное направление:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- расширение представлений о мире природы;
- формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме
людей, о мире природы.
Туристско-краеведческое направление:
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве;
- формирование представлений о ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках.
Художественное направление:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства;
- становления эстетического отношения к окружающему миру;
- развитие воображения и творческих способностей детей;
- развитие литературных способностей;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физкультурно-спортивное направление:
- развитие физических качеств;
- укрепление здоровья детей;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- формирование начальных представлений и становления ценности здорового
образа жизни;
- удовлетворение потребности в двигательной активности
7
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программы дополнительного образования ДОУ
№
1
Наименование программы
Контингент
обучающихся,
возраст
Художественное направление
«Росинка» Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова
Старшая группа (5-6 лет)
(художественно- творческая деятельность)
Подготовительная группа (68 лет)
Физкультурно – спортивное направление
6
«Физическая культура - дошкольникам»
Л.Д. Глазырина
старшая группа (5-6 лет)
подготовительная группа (68 лет)
Естественно-научное направление
Подготовительная группа
(6-8 лет)
ДОП ДО МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» обеспечивает осуществление образовательного процесса в
организационной модели:
совместная деятельность взрослого и детей - кружковая работа;
Предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении
образовательного процесса с детьми от 5 до 8 лет;
Дополнительное образование в ДОУ:
Художественное направление;
Физкультурно – спортивное направление;
Естественно – научное направление
Содержание дополнительного образования
Образовательные области
- развитие музыкально-ритмической деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
- развитие творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.
- развитие творческих способностей в театральной деятельности;
- развитие основных движений детей;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- воспитание физических и личностных качеств.
«Юный эколог»С.Н.Николаева
Естественно
научное
направление
–
Физкультурно –
спортивное
направление
Художественное
направление
7
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- формирование целостной картины мира;
- расширение кругозора детей;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств;
- формирование адекватных представлений ребенка о природе;
8
2.1 Формы образовательной деятельности
Для организации педагогической работы с детьми каждой возрастной группы составлены рабочие программы
на год, в котором определены виды деятельности, последовательность изучения и освоения тем. Темы
подобраны по принципу нарастания сложности заданий. Это формирует устойчивый интерес.
Физкультурно –
спортивное
направление
Художественное
направление
Естественно –
научное
направление
Формы работы с детьми
Проводятся занятия: обучение воспитанников осуществляется в форме занятий:
в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме. А также в форме практических занятий, концертов,
творческих отчетов, участия в конкурсах, выставках, фестивалях, посещение концертов и выставок других
коллективов, совместных походов, целевых прогулок. Занятия проводятся в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и возрастом воспитанников, календарным учебным графиком по
дополнительному образованию, расписанием дополнительной образовательной деятельности, утвержденным
приказом заведующего ДОУ.
Методика проведения предусматривает как подгрупповые, так и индивидуальные занятия. В работе по
программе используются такие методы:
Методы
Приемы
- словесный
- игровая мотивация
- наглядный
- художественное слово
- практический
- творческое воплощение
- исследовательский
- двигательная активность
- исследовательская деятельность
Кружок- занятие
Индивидуальные занятия
Подгрупповые занятия
Групповые занятия
Формы проведения занятий
Экспериментирование;
Экскурсии;
Проектная деятельность;
Практическая деятельность;
Концерты
Экскурсии
Выставки
Развлечения
Театрализованные игры
Спектакли
Праздники
Физкультурные занятия;
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке,
Самостоятельная двигательная деятельность детей;
Туристские прогулки;
Физкультурный досуг;
Соревнования;
2.2 Направления дополнительного образования
Методы организации педагогического процесса
9
Художественное направление
Цель: раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, основанного
на самовыражении и саморазвитии на сотрудничестве и сотворчестве.
Задачи:
воспитание эстетического восприятия детей;
приобщение к миру искусства;
развитие способности к освоению и преобразованию окружающего образовательного пространства;
развитие детского творчества в изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельности;
формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и
художественно - деятельностного общения со взрослыми;
Методы художественного воспитания:
Метод пробуждения ярких эстетических эмоций;
Метод побуждения к восприятию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
Метод сенсорного насыщения.
Метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического
вкуса;
Метод разнообразной художественной практики.
Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
Метод нетривиальных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Физкультурно – спортивное направление
Л.Д. Глазырина
«Физическая культура - дошкольникам»
Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное
направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все
периоды дошкольного детства.
Задачи:
оздоровительное — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья
детей;
воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих
сил и способностей;
образовательное — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных
умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Методы:
Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая
предполагает соблюдение следующих условий:
- наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения
и связи друг с другом);
- точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и
чередование его с нагрузками;
- создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах
занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий,
дозирование нагрузки, контроль за ее воздействием и т.д.).
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя
определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные
органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений,
повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых
предусматривается по окончании всего круга.
Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко
используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребенка, дает возможность
совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и
несюжетные, а также спортивные игры.
10
Игровой метод дает возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий,
проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности,
морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в
младших группах, но им широко пользуются в работе также и со старшими дошкольниками.
Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми
дошкольного возраста. Он эффективно способствует практическому освоению действий физических
упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей
принесет флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать
движения, эффективно развивать творчество. Широко используются в системе физического воспитания общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный), практический.
Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и
двигательных ощущений, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют
сознание ребенка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному
выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных
ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильность их
восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы.
Результаты физкультурно – спортивного направления
Двигательный опыт ребенка богат; результативно, уверенно, мягко, выразительно с достаточной
амплитудой и точно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения,
спортивные).
В двигательной деятельности ребенок успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и
гибкость.
Осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом.
Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, к самостоятельному
удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.
Имеет начальные представления о некоторых видах спорта.
Естественно – научное направление
С.Н.Николаева «Юный эколог»
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности детей дошкольного
возраста.
Задачи программы:
формировать интерес к изучению природы родного края;
воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
формировать представления о природных сообществах области;
формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Методы интеллектуального развития воспитанников
Поисково- исследовательская деятельность - с детьми дошкольного возраста проводятся несложные
элементарные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты побуждают детей
сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно
проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени.
Наблюдение его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через
различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.
Игра — это еще один очень важный метод экологического воспитания. В жизни детей дошкольного
возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении
противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые
действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. физически и
морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета
специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую
деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы
игровым способом должны строиться по определенным правилам.
Экскурсия — еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий. Экскурсия — это
комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят. Во время экскурсии на умственное
11
развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за
явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.
Планируемые
результаты
освоения
воспитанниками
программы
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической
допустимости.
Личностные результаты:
принятие воспитанниками правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных
категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям;
владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в
коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни;
наличие у ребенка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих
возрасту психических процессов;
развитость творческих особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации
и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт.
2.3 Мониторинг развития способностей
Мониторинг развития способностей проводитсядва раза в год, в начале и в конце учебного года (октябрь апрель).
Цель диагностики: выявление уровня развития способностей детей по направлениям развития
дополнительного образования, а так же степень овладения ими необходимыми умениями и навыками в
различных видах (начального и конечного уровня динамики развития), эффективности педагогического
воздействия.
Цель диагностики на начало учебного года: выявить исходный уровень способностей детей.
Цель диагностики на конец учебного года: определить эффективность процесса по направлениям;
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий в условиях выполнения обычных и
специально подобранных заданий, анализ продуктивных видов деятельности
Технологии педагогической диагностики (мониторинга)
индивидуального развития детей ДОО
Цель: получение обратной связи от педагогических действий и планирование дальнейшей индивидуальной
работы с детьми по ДОП ДО.
Образовательные
Форма
Периодичн Сроки
Ответственный
области
(метод/методика)
ость
Художественное
Наблюдение,
2 раза в год
Октябрь
воспитатель
направление
анализ
апрель
продуктивных
видов деятельность
Физкультурно
– Наблюдение, тесты 2 раза в год
Октябрь
Инструктор
по
спортивное направление по
физическому
апрель
физ. воспитанию
развитию
Естественно – научное Наблюдение,
2 раза в год
воспитатель
октябрь
направление
беседа
апрель
Художественное направление:
Развитие художественно – творческих способностей и повышенный интерес к рисованию, лепке,
художественному труду;
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в театральной
деятельности;
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развиты певческие способности
Физкультурно – спортивное направление:
12
Сохранение и укрепление здоровья;
Формирование потребности к занятиям и физической культурой;
Развитие физических и двигательных навыков;
Естественно – научное направление
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей;
Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей;
2.4 Материально – техническое обеспечение
Для успешной работы создана специально организованная предметно пространственная среда: групповые
комнаты, музыкальный и физкультурный залы, в групповых комнатах имеются для театральной деятельности
сцены. В группах функционируют уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются все
необходимые материалы и оборудование. Используется светотехническое оборудование; аудиотехника для
музыкального оформления, подобрана фонотека, имеется синтезатор и музыкальный центр, музыкальные
инструменты.
Помещения
Перечень основных средств и оборудования
Технические средства обучения
Мячи разного размера, скакалки, батуты,
кегли, городки, сухой бассейн, спортивный
уголок, фитбол-мячи, мячи волейбольные,
баскетбольные мячи, лыжи, обручи, ленты,
мячи резиновые, мячи набивные, платочки,
шведская стенка.
Музыкальные
инструменты:
дудочки,
Художественное
барабаны,
треугольники,
металлофоны,
направление
маракасы, гармошки, ксилофон, бубны,
трещотки,
тамбурины,
колокольчики,
для
музыкальных
аккордеон, бубенчики
занятий, хореографии
Литература
методическая,
детская
художественная по возрастам, ,CD диски,
87,5 кв.м
куклы, картины демонстрационные по
лексическим темам.
Краски, кисточки, наборы для квилинга,
фольга, бумага, цветной песок, глина, гуашь,
палочки,
нетрадиционные
техники
рисования,
предметы
декоративно
–
прикладного творчества, картины
Магнитофон
Центр экспериментирования, литература
детская
познавательная
Естественно – научное методическая,
литература, энциклопедии,CD диски,
направление
групповая
комната
60.5
Колбы, лупы, бросовый материал,
ванночки, пробирки, пузырьки, вата,
земля, песок, глина, камушки,
коллекции идр.
Физкультурно
–
спортивное
направлениеПомещение:
для
физкультурных
занятий 60,6 кв. м
Телевизор, музыкальный центр,
мультимедийная
установка,
светомузыка, микшерый пульт,
фортепиано,
синтезатор,
набор
аудио, СD – дисков, проектор,
ноутбук WI-FI -1
2.5 Взаимодействие с социальными партнёрами
Взаимосвязь с библиотекой
Организация экскурсий
Проведение совместных мероприятий
Взаимосвязь со школой
Экскурсии в школу с детьми подготовительных групп
Участие выпускников в кружковой работе
Организация экскурсий
Детская школа искусств
Посещение выставок, концертов
Организация экскурсий, бесед
13
ДК «Энергетик»
Участие в концертах и конкурсах
Занятия в студиях
Спорткомплекс «Черемушки»
Участие в спортивных секциях, соревнования.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОТДЕЛ
3.1 Содержание образовательной деятельности по дополнительному образованию
Дополнительная общеразвивающая программа с детьми от 5 до 8 лет.
Занятия по дополнительному образованию начинаются согласно календарно – учебному графику,
утвержденному в МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик.
Занятия во всех кружках проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий соответствует
возрастным особенностям дошкольников.
Кружки посещают дети с 5 до 8 лет. Каждый ребенок посещает не более двух кружков. Занятия по
дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении, которое имеет свою предметно –
развивающую среду.
Возрастные характеристики:
СТАРШАЯ ГРУППА– дети 5-6 лет;
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА – дети 6-8 лет.
Продолжительность образовательной деятельности
СТАРШАЯ ГРУППА–25 мин.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА –30 мин.
Количество учебных часов в неделю
СТАРШАЯ ГРУППА– 700 минут (28 недель) в год;
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА – 840 минут (28 недель) в год;
Режим работы: один раз в неделю во второй половине дня.
3.2 Образовательная деятельность по направлениям
Программа художественной направленности
Программа «Росинка» Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова
Цель программы
развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
-Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.
Приобщать детей к театральной культуре.
Художественно-эстетическое развитие
Программа «Музыкальные шедевры» автор О.П.Радынова. (дисциплина «Музыка»)
Программа, ориентирована на возраст детей от трех до семи лет
Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.
Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними
связаны.
Они заключаются в следующем:
Развивать музыкальные способности:
эмоциональную отзывчивость на музыку;
ладовое чувство;
музыкально – слуховые представления
чувство ритма
Формировать основы певческой и общественной культуры:
эстетические эмоции;
интересы, оценки;
вокально-певческие умения и навыки.
Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Планируемы результаты освоения программы:
У воспитанников дошкольного возраста сформированы представления о музыкальных жанрах.
Вызван интерес к музыке
Развиты музыкально – эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления
о красоте.
14
Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.
Программа «Росинка» Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова (художественно -творческая деятельность)
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественнотворческих способностей в художественном творчестве.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов
(явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной
выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической
апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание-художественно-эстетических
объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный
художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания,
заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом
освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
Программа физкультурно – спортивной направленности
Л.Д.Глазырина— Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам
Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное
направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все
периоды дошкольного детства.
Задачи:
оздоровительные — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья
детей;
воспитательные — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил
и способностей;
образовательные — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных
умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Естественнонаучное направление:
Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду
Цель развитие естественно научных представлений,формирование целостной картины мира.
Задачи:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- расширение представлений о мире природы;
- формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме
людей, о мире природы.
Список литературы:
1. Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
2. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: «Гном-Пресс», 1999.
— 80 с.
3. Куцакова Людмила Викторовна, Мерзлякова Светлана ИвановнаИздательство: Владос, 2005 г.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/55863/
4.Л.Д ГЛАЗЫРИНА ·— Глазырина Л.Д. Г52 Физическая культура — дошкольникам: Программа и
программные требования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 102 стран
15